Способы заточки цепи бензопилы своими руками
RSSБензопилы широко используются в частных хозяйствах, на дачах, в небольших мастерских. Однако в процессе эксплуатации цепь неизбежно затупляется. Полотно с тупыми зубьями плохо погружается в древесину, часто застревает. Для распила приходится прикладывать все больше физических усилий. В данном материале разберемся, как заточить цепь бензопилы правильно, не пользуясь услугами сервис-центров.
Признаки затупившихся зубьев
Трудности при работе с бензопилой возникают не только при затуплении, но и от твердости некоторых пород древесины или пересушивания бревна. Во всех случаях пиление становится более долгим и сложным, меняется поведение инструмента в толще материала. Важно понимать разницу, чтобы своевременно принимать решение о заточке.
Затупившаяся цепь проявляет себя следующими признаками:
- полотно не сразу входит в толщу древесины, а сначала совершает шлифующие провороты;
- сложно выполнять точный рез, так как пильное полотно смещается в сторону;
- при работе с мягкими породами дерева инструмент идет медленно, приходится давить на бензопилу, чтобы выполнить рез;
- стружка становится мелкой, иногда доходя до состояния пыли или мелкой тирсы;
- шина быстро нагревается, появляется запах жженой смазки.
Точить инструмент нужно не только при появлении тревожных признаков, но и практически каждый раз после попадания зубьев на металлические гвозди, камни, после зарывания в грунт.
Последствия работы не заточенной бензопилой
Тупая цепь доставляет неудобства пользователю. Работать становится все тяжелее, а потом и вовсе невозможно. Рано или поздно пила перестанет выполнять свою функцию. Распил даже тонкой доски будет требовать больших физических усилий.
Негативные последствия наступают и для самого инструмента:
- Повышение расхода топлива. Для распила бревна полотно совершает больше оборотов. Расход топлива повышается до 30%.
- Ускоренный износ. Быстрее всех истирается шина и сама цепь. Повышенная нагрузка также ускоряет износ всех внутренних механизмов бензопилы.
- Снижение КПД. Работать для достижения результата приходится дольше и с большими физическими усилиями.
- Опасность получения травмы. Пилу часто заклинивает, а цепь рвется. Увеличивается риск получения травмы оператором.
Как и почему затупляется цепь?
Чтобы понимать механизм стачивания режущей кромки, необходимо знать конструкцию цепи. Рассмотрим элементы зуба:
- Хвостовик. Нижняя часть зуба закреплена в шине и покрыта смазкой. Хвостовик скользит по направляющей. В основании выполнены соединительные отверстия.
- Ограничитель. Определяет толщину срезанной стружки за один проход – глубину пропила. Ограничитель также обеспечивает плавный проход зуба в древесине, предотвращает заклинивание.
- Лопатка (резец). Элемент с режущими кромками. Лопатка Г-образная, образована горизонтальной (рабочей) и вертикальной (боковой) поверхностями. В конструкции есть зубья с левым и правым уклоном, они расположены поочередно.
В процессе работы режущие кромки подвергаются разрушительному воздействию разнонаправленных сил. Ключевое значение имеет сила трения. Верхние слои металла на лопатке истираются, зуб становится тупым. Размер износа определяют в миллиграммах. При осмотре затупившейся цепи можно заметить сточенные кромки резца, общее изменение высоты лезвия.
Способы заточки цепи бензопилы
С помощью напильника
Для работы потребуются плоский и круглый напильники (надфиль), державка, приспособление для удаления стружки (крючок), шаблон для контроля глубины заточки. В зависимости от шага между звеньями используют инструмент диаметром от 3,2 до 5,5 мм. Параметры напильника обычно указывает производитель.
Державки продаются со специальной разметкой для определения угла кромок. Приспособление удерживает напильник на определенной высоте над кромкой. Оптимально – надфиль выступает над острием не более 1/5 диаметра.
Для ручной заточки также потребуется струбцина или тиски. Шину закрепляют неподвижно, затем устанавливают на нее державку и начинают работать напильником с самого маленького зуба. Остальные зубцы подгоняют под него по размеру.
Преимущества:
- доступная цена на инструменты для заточки цепи;
- простота процесса заточки;
- высокая эффективность при аккуратной работе;
- безопасность для мастера по сравнению с другими методами.
Недостатки:
- на ручную заточку уходит много сил и времени.
С помощью болгарки (УШМ)
Метод достаточно простой и быстрый, но не безопасный. При работе с болгаркой важна аккуратность и внимательность, иначе оператору легко можно получить травму. Чтобы заточить цепь, угловую шлифмашинку зажимают в тисках и включают. Затем к вращающемуся диску поочередно подносят каждый зуб, обрабатывая кромку.
Преимущества:
- высокая скорость заточки;
- минимальные физические усилия со стороны пользователя.
Недостатки:
- сложно контролировать угол заточки;
- существует риск надреза соединительного звена;
- риск получения травмы в процессе заточки.
С помощью станка
В профессиональных мастерских и производственных цехах используют электростанки для заточки. Существует несколько видов оборудования, но принцип работы одинаковый у всех.
Пильную цепь закрепляют на рабочей поверхности в направляющей. С помощью фиксатора отделяют зуб, который будут затачивать первым. Рабочий элемент станка с наждаком устанавливают под углом заточки и настраивают глубину погружения (параметры можно регулировать). Станок включается по нажатию кнопки. По мере истирания абразивного круга его меняют на новый.
Преимущества:
- высокая скорость работы;
- качество режущей кромки;
- точная настройка параметров процесса;
- отсутствие физической нагрузки на пользователя.
Недостатки:
- высокая стоимость оборудования;
- необходимость подключения станка для заточки цепи к сети;
- риск получения травмы при работе без специальных навыков.
Что такое угол заточки и почему он важен?
Угол заточки определяется взаимным расположением граней лопатки. От его значения зависят пилящие характеристики бензопилы. Горизонтальная режущая кромка отвечает за погружение полотна в древесину и формирование реза. Торцевое лезвие разрезает волокна дерева в боковом направлении. Над определением оптимального угла заточки трудятся целые исследовательские лаборатории предприятий-изготовителей.
Опытным путем установлено, что высокие пилящие характеристики демонстрируют цепи с углом верхней режущей до 60 градусов. Боковое лезвие затачивают под углом до 85 градусов. С максимально возможными значениями углов инструменты лучше справляются с поперечным распилом бревен. Для продольного реза цепь затачивают с углами около 10 градусов.
Важно: геометрия лезвий имеет значение только при правильном выставлении ограничителя глубины. Если неправильно сточить этот элемент, то бензопила будет вибрировать во время работы и вырываться из рук. Ограничитель доводят по шаблону.
Как заточить цепь с помощью напильника?
Режущие элементы изготавливаются из сталей, поэтому им противопоказан перегрев. При работе наждачным кругом УШМ поверхность нагревается до высоких температур, что может нарушить структуру сплава, сделать его более хрупким и подверженным истиранию. Можно избежать перегрева, если обеспечить непрерывное охлаждение участка обработки.
Заточка болгаркой имеет и другой недостаток. Абразивный круг достаточно толстый и большой, и подлезть под зуб для соблюдения угла заточки очень сложно. В большинстве инструкций от производителей бензопил даются рекомендации по работе надфилем с использованием направляющих.
Ручной метод наиболее популярный для заточки. Этапы ручной обработки:
- Шину бензопилы фиксируют в тисках или струбцине.
- Самый короткий зуб отмечают мелом или краской.
- Напильник заводят под лезвие, плотно прижимая полотно ко всей линии кромки. Одновременно придавливают державку, которая помогает инструменту занять оптимальное положение.
- Сохраняя угол, работают напильником движениями «от себя» (изнутри наружу), совершая 2-3 движения по скошенной поверхности лезвия. Обратный ход инструмента без нажима.
- Вращают напильник для равномерного стачивания. Операцию повторяют до заострения зуба.
- Проверяют положение ограничителя с помощью шаблона. Для корректировки элемента используют плоский напильник.
- Приступают к заточке следующего зуба, расположенного через один от отмеченного.
- После завершения круга шину переворачивают и затачивают остальные зубья. То есть сначала обрабатывают элементы одного направления, а затем – противоположного.
- Ограничитель подтачивают не каждый раз, а после 2-3 обработок.
На каждом зубце выполнена заводская насечка. Эта отметка указывает максимальный угол наклона граней и определяет направление движений при заточке.
Некоторые мастера вставляют надфиль в патрон шуруповерта или дрели. Получается механизированное устройство. Качество и безопасность работы с инструментом не гарантированы, но скорость обработки цепи будет выше.
Как дольше сохранять цепь бензопилы острой?
- Новую цепь необходимо прикатать. Для этого бензопилу запускают на малых оборотах и дают ей поработать вхолостую в течение 1-2 минут. Смазка за это время равномерно распределится между хвостовиками, соединения прогреются. Правильная притирка важна для дальнейшей работы. После выключения цепь можно подтянуть при необходимости.
- Внимательно следите за натяжением. Не должно быть провисаний цепи, особенно при наклоне инструмента. Плохое натяжение способствует ускоренному истиранию зубьев и грозит разрывом.
- Своевременно точите инструмент. Затупившиеся зубья истираются значительно быстрее, чем острые.
- Регулярно смазывайте шину и всю цепь специализированным маслом. Средняя скорость вращения звездочек бензопилы около 100 км/ч. При недостаточной смазке инструмент быстро перегревается, износ увеличивается в несколько раз.
Решив заточить цепь инструмента своими руками, помните об аккуратности. Безопасность мастера на первом месте. Внимательность во время работы убережет от травм и обеспечит правильный угол заточки.
В нашем каталоге вы можете выбрать и заказать расходные материалы, комплектующие для бензопил, напильники и другие инструменты для работы. По всем вопросам звоните по телефону 7870.